Чего греха таить, есть у некоторых обывателей опасения, что в этой санкционной кутерьме, развязанной США и Западом против России и Беларуси, наступит чуть ли не конец света. И вместо традиционного при встрече «как дела?» все чаще звучит «как будем жить?». Пессимистам и паникерам можно ответить: как жили, так и будем продолжать. Правда, кое-где придется немного ужаться, кое-что сэкономить. Но что точно – так это то, что с голоду не помрем и вообще его не ощутим. Как принято говорить, для обеспечения продовольственной безопасности страны у нас есть все. И даже более. Свидетельством тому – белорусский продовольственный экспорт в минувшем году на семь миллиардов долларов.
Хотя, как отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, у российского правительства шапкозакидательского настроения в связи с санкциями нет. В отношении России (да и Беларуси тоже) «количество ограничений превосходит когда-либо вводимые в отношении любой другой страны. Всего их уже свыше шести тысяч. Но главное – они направлены против всех граждан. Бывшие партнеры прямо соревновались, кто быстрее примет ограничительные меры, выпускали их практически ежедневно. Целью было создание паники и нанесение удара по каждому человеку», – заключил глава правительства, выступая в Государственной думе.
И действительно, были причины для пессимистического настроения, когда российский и белорусский рубли стали обесцениваться на фоне скачкообразного роста европейской и американской валют. Но после даже не ответных, а умелых действий Кремля все возвращается на круги своя. Теперь сдают позиции еврик и бакс. А российский вкупе с белорусским рубли постепенно набирают прежнюю силу. И в этом нет ничего непредсказуемого. Знали, что задушить Россию никакими санкциями невозможно, не только политики, но тем более экономисты. Ведь она премьерствует в Европе по поставкам энергоносителей, совместно с Беларусью доминирует и на внешнем рынке минеральных удобрений. Есть и еще немало позиций, на которых без учета российской роли любой стране трудно строить свою экономику. Только самонадеянные американцы прогнозировали коллапс русской экономики. И то далеко не все. Преподаватель Питтсбургского университета Дэн Ковалик предупреждал: «Нынешнее введение против России санкций этот процесс (ослабление доллара – авт.) только ускорит. Как я повторяю на протяжении многих лет, санкциями США выдавят себя из мировой экономики, именно это и происходит на наших глазах. В отличие от американского доллара, подкрепленного лишь статьей американской Конституции о «полном доверии», рубль будет иметь реальную ценность. Люди, конечно же, все меньше верят в американский доллар, поскольку у США серьезные долги».
С еще большей определенностью потуги заокеанских политиков оценил финский политолог и правозащитник Йохан Бекман. «Я считаю, – заявил он, – что санкции ничего не значат, потому что Россия права, и дело России – справедливое. Данная спецоперация – это отражение гуманизма, это очень важно для всего человечества, потому что надо понять, что киевская нацистская хунта – это результат политики Запада. Ликвидация этой хунты означает ликвидацию угрозы для всего человечества».
Создавая напряженность вокруг спецоперации российских Вооруженных сил, США – и это наиболее выразительно очевидно – не считаются ни с политическими, ни с экономическими интересами своих европейских союзников. Объявляя эмбарго на поставки российских энергоносителей, Вашингтон ставит в неловкое положение и Германию, и Великобританию, и Прибалтийские страны, да и иные европейские государства. С одной стороны, они как бы не могут не последовать этим запретам, но в то же время сами от них будут нести огромные экономические издержки. Поэтому вынуждены выкручиваться, хитрить, отодвигая сроки введения ограничений в действие, стремясь, как говорят японцы, сохранить лицо. А иные просто отказываются от принятия запретов, как это сделала Венгрия, премьер-министр которой Виктор Орбан заявил, что страна будет исходить прежде всего из своих интересов. И лишь глава МИД Великобритании Лиз Трасс пугает Москву тем, что обещает санкциями довести экономику РФ до уровня советских времен. Но эта экзальтированная дама снискала себе авторитет великого «знатока» истории с географией своими прежними заявлениями.
За то, что экономические санкции не так страшны, как их «малюют», говорит и тот факт, что Россию и Беларусь Запад стремится блокировать, что называется, во всех направлениях. Как говорят, не мытьем, так катаньем. Добрались до русских классиков мировой литературы и искусства, до спортсменов, вплоть до тех, кто проявляет себя в инваспорте. Можно сказать, совладали с инвалидами. Подобные нападки вызывают отторжение даже у некоторых заокеанских политиков. Американский дипломат Чез Фримен в одном из интервью сказал: «Мне кажется, все, что делают сейчас США, не только не способствует ускорению прекращения боевых действий и достижению какого-то компромисса, а наоборот, направлено на продление войны». Заметьте, и это на фоне непрекращающихся призывов из-за океана к деэскалации украинского конфликта. Такому двурушничеству можно только удивляться.
Россия – единственная страна в мире, которая имеет ледокольный флот. Значит, она сможет преодолеть любые льды на любых арктических широтах, в том числе и политические торосы холодной войны. А в ее фарватере – и Беларусь. Так что причины нет для паники: мы не на «Титанике», а на надежном судне с атомной энергетикой.