Конечно, поначалу, когда на каждом европейском углу «оракулы» предрекали – кстати, и сейчас продолжают предрекать – неминуемую гибель экономик России и Беларуси из-за санкционных ограничений, которые сыплются, как из рога изобилия, от стран – членов Евросоюза, а также американского правительства, белорусам можно было немного и испугаться. Потому некоторые и бросились в магазины, чтобы запастись впрок продуктами, как их называют, долгого хранения. Но сейчас повышенный спрос на них сошел на нет, хотя санкции ведь остались. Более того, они расширяются.
В чем же причина такого «успокоения» покупательского спроса? Попробуем разобраться. И сразу же заметим, что объяснима она совсем не на бытовом уровне, а в контексте той международной обстановки, которая складывается сейчас. Да, санкции в определенной степени внесли напряженность в экономики наших стран – этого скрывать не следует. Подобно природным аномалиям, родились они в политическом климате и распространились не только в экономической, но и в дипломатической сфере.
Однако последовательные и четкие действия главного союзника Беларуси значительно смягчили их последствия. И оказалось, что, как ни крути, а многие европейские «санкционисты» без некоторых важных торговых позиций, зависящих от российских возможностей, обойтись не могут. Поэтому ограничения тут больше сказываются на тех, кто их устанавливает. Это касается в первую очередь энергоносителей, минеральных туков, некоторых химических компонентов, добываемых из российских недр. Поэтому им после громких заявлений приходится, как говорят, вертеть причинной частью, чтобы выпутаться из складывающейся ситуации. И бравое заявление польского премьер-министра Тадеуша Моравецкого о том, что в стране «будут заниматься деруссификацией польской и европейской экономики», не что иное, как желание сохранить хорошую мину при плохой игре. Куда реалистичнее высказался бывший его коллега Дональд Туск. «Очень беспокоит то, – не без тревоги заметил он, – что хлеб – причем самый дешевый – к концу этого года может стоить даже 10 злотых (около 2,5 доллара). Волосы встают дыбом на голове от этого… Ведь мы отдаем себе отчет в том, что он значит везде для всех без исключения…»
Добавим, что отдает себе отчет и Европа в том, что основными производителями этого самого хлеба являются Россия и Украина. Но на последнюю, можно сказать, надежды никакой, поскольку она сейчас занята «националистическим самоутверждением», а не хлебопашеством и вряд ли на необходимом уровне проведет сев. Да и об урожае там как-то перестали думать.
Не последняя в ряду поставщиков продуктов питания на европейский рынок и Беларусь. Тем более, что свою продовольственную безопасность она полностью обеспечивает.
Хоть и говорят у нас, что хлеб – всему голова, но не он движет промышленностью и не только он обеспечивает комфортную жизнь человеку. Понимая это, немецкие экономисты подсчитали, что в случае прекращения Россией поставок энергоносителей потери экономики Германии за два года составят 220 миллиардов евро. И в таком случае ВВП за этот же период потеряет 6,5 процента. Умеют считать и в других европейских государствах. Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, которого никак не обвинишь в дружеском отношении к России, заявил: «Что от меня требуют? Чтобы я своему народу ввел санкции?.. Поэтому эти лишние эмоции не дадут ничего, это вредит нашим национальным интересам».
Такого же мнения и министр иностранных дел Молдовы Николай Попеску, который заметил, что страна отказалась от введения ограничительных мер в отношении России, поскольку санкции – «очень сложные решения для более сильных и процветающих стран».
Свое мнение по поводу санкционного давления имеют руководства Венгрии, Индии, Сербии… Перечисление можно продолжить. А недавно переизбранный на второй срок сербский президент Александр Вучич даже подробно объяснил такую позицию. «Нам дорого обошлось то, что мы не ввели санкции, – заметил он. – Но если бы мы это сделали, мы бы поступились принципами. Россия с 2001 года оказывает поддержку нашей территориальной целостности. Наше дело – придерживаться международного права и уважать принципы. Таким образом мы стали частью того немногого количества стран, которые могут этим похвастать».
Да, политика заокеанских заправил такова: кто не в стае, того «кусать». Но Индия – то государство, которое не испугается подобных нападок. Поэтому, как ни уговаривали ее американские дипломаты на самом высоком уровне, она придерживается своей линии. Как отметило издание Bloomberg, несмотря на санкции, эта «южноазиатская страна закупила все (речь идет о российской нефти – авт.), начиная от флагманского Urals, которое отгружается из портов на западе, и заканчивая редким грузом ESPO с Дальнего Востока, который обычно предпочитает Китай». Это предпочтение, кстати, у Поднебесной остается.
Как утверждает популярная детская песенка, с другом и в дороге веселей, и никакой «медведь» не страшен. А у политической позиции России и Беларуси в отношении Украины (из-за которой и каша заварилась) становится все больше друзей и соратников. Даже на американском континенте. Поэтому и есть уверенность, что препоны, устраиваемые «коллективным Западом», мы вместе преодолеем, какими бы трудными они ни были.