Свой первый полет в качестве врача санитарной авиации Вячеслав Казючиц, ныне заведующий областным Центром экстренной медицинской помощи (ОЦЭМП) Могилевской областной клинической больницы, помнит как вчера.
Хоть и было это почти 35 лет назад. Поднявшись с аэродрома в районе деревни Лубнище, самолет «Ан-2» через полчаса приземлился на площадке у Горок. Помощь требовалась пациентке районной больницы, которую госпитализировали с острым отитом. Врачи подозревали осложнение болезни: инфекция могла вызвать развитие менингита (воспаление головного и спинного мозга). Вячеслав Казючиц, отоларинголог, подтвердил диагноз: гнойный отит. Необходима срочная операция, но условий для ее проведения в местной больнице не было. Этим же самолетом больную перевезли в Могилев, где ее успешно прооперировали.
– Я этот день – 5 мая – запомнил еще и потому, – вспоминал Вячеслав Казючиц, – что накануне по телевизору показывали фильм «Срочный вызов» с Евгением Киндиновым и Евгением Лебедевым в главных ролях – это, наверное, единственный художественный фильм о том, как работает санитарная авиация, как это происходит.
До сих пор в электронном адресе ОЦЭМП значится слово sanavia, хотя медицинские полеты уже не выполняются. В компактной Беларуси сегодня разветвленная сеть неплохих дорог, практически нет труднодоступных районов – время прибытия областных медиков на срочный вызов что воздушным, что наземным транспортом практически одинаковое. Но в особых случаях (допустим, необходимо срочно эвакуировать пострадавших в зоне стихийного бедствия, природного катаклизма) может быть вызвана и «крылатая скорая».
Вообще санитарная авиация в Беларуси появилась в начале 1935 года. Сначала она была под «патронажем» Министерства гражданской авиации, а в 1963 году перешла под управление Минздрава. После распада СССР самолеты и вертолеты «ушли» из санитарной авиации. Но ее структура и основная задача – быстро прийти на помощь больному в тяжелом состоянии, оперативно доставить его в высокотехнологичные стационары была сохранена. И – усилена: в январе 2017 года Глава государства подписал указ о санитарной авиации, задачи которой возложены на авиационное аварийно-спасательное подразделение МЧС. Последний случай использования авиатранспорта в медицине был в 2020 году: вертолет МЧС доставил из Гродно в Минск, в Республиканский ожоговый центр, сотрудника электроподстанции, получившего в результате ЧП 50% ожогов тела.
Но и наземные высокопрофессиональные бригады медиков в случае экстренной ситуации прибывают на место достаточно быстро.
– Наши медики всегда готовы незамедлительно выехать в регионы области и оказать консультативную помощь, а при необходимости транспортировать тяжелобольного пациента в могилевские больницы, специализированные отделения, – рассказывает Вячеслав Казючиц. – Обычно это такие пациенты, которым не могут на местах оказать помощь в полном объеме из-за того, что там пока нет необходимого оборудования или специалистов. У нас организована диспетчерская служба по приему и регистрации вызовов, круглосуточно дежурят опытные врачи по 24 специальностям.
На столах в диспетчерской – телефоны, факс, компьютеры, журналы. За компьютером дежурила медсестра-диспетчер Татьяна Подстенная. У нее – солидный стаж работы в ОЦЭМП, а еще раньше она работала в детской хирургии. Опыт помогает быстро вникнуть в ситуацию, координировать последующие действия: к примеру, какую бригаду направить к больному – врачебную или реанимационную. Когда сотрудникам районных больниц срочно требуется консультация, совет опытного коллеги, диспетчер оформляет вызов, связывается с дежурящим профильным врачом (это занимает несколько минут), и вскоре он на машине отправляется в дорогу. Только за 11 месяцев текущего года дежурившие по центру врачи провели 1666 консультаций. А еще выполнили на выездах 292 операции. Случается, больного нужно срочно перевезти в специализированную клинику, а он – нетраспортабелен.
– Если невозможно перевезти больного в Могилев – он не перенесет дороги, значит, наши хирурги выедут и проведут операцию на месте, – отметил Вячеслав Казючиц. – Недавно был срочный вызов в Осиповичи – у больного с ковидной инфекцией в крупном сосуде образовался тромб. Приехавший из Могилева ангиохирург с помощью местных специалистов сделал две операции, чтобы восстановить кровоток в пораженном сосуде. А через два дня нашим транспортом больного перевезли в Могилевскую горбольницу №1, которая выполняет и функции «ковидного госпиталя».
Решение о вызове врача-консультанта или транспортировке больного в больницы областного уровня принимает консилиум медиков на местах, при необходимости – с участием дежурящих по ОЦЭМП коллег. К слову, в республике активно развивается онлайн-консультирование: в течение нескольких минут консультирующий доктор может получить из районных больниц необходимую для уточнения диагноза информацию, результаты анализов, данные ЭКГ, УЗИ, снимки. А областные специалисты в свою очередь могут связаться в экстренных случаях с ведущими врачами специализированных центров и клиник республиканского уровня. Главное решение, которое необходимо принять: лечить на месте, отправив туда бригаду с врачом-специалистом, либо эвакуировать в больницу более высокого уровня.
– В ДТП под Чаусами сильно пострадала молодая женщина, – рассказывал Вячеслав Казючиц. – У нее были очень серьезные черепно-мозговая и челюстно-лицевая травмы – операция в областной больнице длилась около 8 часов. Ей также требовалась нейрохирургическая помощь более высокого уровня – на реанимобиле больную экстренно доставили в минский РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Операция прошла успешно. Иногда доставляем больных в Витебск – там единственный в стране центр «Инфекция в хирургии» по лечению гнойных заболеваний позвоночника.
В штате ОЦЭМП 4 медсестры-диспетчера, 2 фельдшера для транспортировки больных. Постоянно дежурят 1 реанимобиль для взрослых и 2 детских реанимобиля. В салонах – все необходимое, чтобы перевозить тяжелых больных на дальние расстояния, в том числе аппараты для диагностики и непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких. У всех водителей большой опыт работы на «скорой помощи». Детские реанимобили также оснащены самым современным оборудованием, включая специальные боксы, кювезы для спасения новорожденных. В одном из районов у женщины были тяжелые преждевременные роды, на свет появилась двойня. Глубоко недоношенным детям всегда требуется особая помощь – появляются, в частности, проблемы с дыханием, поддержанием температуры тела и т.д. В помощь местным педиатрам была вызвана бригада из Могилева. Одного из новорожденных транспортировали в детскую областную больницу.
Машины, курсирующие под эгидой ОЦЭМП, визуально не отличишь от карет скорой помощи. И получается – работа экстренной медпомощи как бы прячется за «скорой». Нет, разница не в том, какая из них быстрее «прилетит» на помощь. Экстренная – это другой, более высокий уровень ответственности, это когда у человека травма или обострение заболевания, представляющее угрозу жизни. И представьте: за 11 месяцев с начала 2022 года выполнено 2045 транспортировок тяжелобольных из районов.
– В прошлом году не было ни единого дня без выездов, – заметил Вячеслав Казючиц. – А в этом снизилась заболеваемость COVID-19, и стало чуть легче – целых 2 воскресенья, например, прошли спокойно.
Чаще всего транспортировали в Могилев пациентов с серьезной сердечно-сосудистой патологией, благо в областном центре создан кардиоцентр европейского уровня. А вот на операции в глубинку, когда пациент нетранспортабелен, чаще всего выезжали сосудистые хирурги и нейрохирурги. Каждый месяц в ОЦЭМП составляется график дежурств, на которые посуточно заступают самые опытные доктора, специалисты высшей или первой врачебной категории. Дежурят врачи без отрыва от основной работы и на дому – в течение суток доктор постоянно должен быть на связи с центром. В случае вызова машина заезжает за ним – и в путь! А иной раз бывает, что и транспорт не нужен. Врача-отоларинголога, живущего в районе 30 лет Победы, ночью вызвали в инфекционную больницу, расположенную чуть ли не через дорогу от его дома. Дифтерийная пленка закупорила дыхательные пути у пациентки – она стала задыхаться. Промедление тут и впрямь смерти подобно – доктор со всех ног помчался в больницу. Случай был тяжелый: пришлось делать трахеотомию – хирургическую операцию с рассечением шеи – и вставлять через разрез специальную трубку, чтобы человек мог дышать.
«Все случаи у нас сложные, в этом и заключается специфика работы в ОЦЭМП», – говорят медики. Конечно, дежурящие здесь врачи – высококлассные специалисты, умеющие ставить диагноз глазами и руками. Но, наверное, самое главное их качество – способность быстро принимать решение, не поддаваться эмоциям и панике. А еще – чувство врачебного долга. На то же дежурство в Центре экстренной медпомощи врач может быть привлечен только на добровольной основе – ни один из них не отказался от приглашения. И когда им, приехавшим на срочный вызов, удается стабилизировать состояние тяжелобольного пациента – такие моменты для уставшего доктора как бальзам на душу.
Ну, а нам с вами, обычным гражданам, важно сознавать, что если понадобится срочная врачебная помощь, мы ее получим. Что она доступна всем, в том числе людям, проживающим в самых отдаленных районах. Система «санавиации» продолжает совершенствоваться. Многое, например, в постановке диагноза, выявлении у больного угрожающего жизни состояния зависит от квалификации местных медиков. Значит, к развитию системы надо подходить комплексно, с учетом специфики на местах. К слову, центру вменена еще одна обязанность – вести информационную, обобщающую опыт работы в условиях чрезвычайных ситуаций деятельность: сколько, например, людей пострадало в ДТП, получило гололедные травмы, обратилось за медпомощью в ходе массовых мероприятий и т.д. Эти данные позволяют сделать выводы, просчитывать риски, работать еще более качественно, чтобы сделать все возможное и невозможное для спасения человеческой жизни.